Монастырь Антифонитис

В 28 км к востоку от Кирении, возле деревни Калограя, находится небольшой, но очень интересный памятник византийской архитектуры на Северном Кипре – монастырь Антифонитис, в настоящее время превращённый в музей. Главной ценностью этого монастыря является византийская церковь, в которой сохранились фрагменты красочных древнехристианских фресок. Туристы, посетившие монастырь во время своего путешествия по Кипру, называют его «сокровищем, скрытым в горах». Этот храм – одна из центральных достопримечательностей, которые мы посещаем во время нашего похода по Северному Кипру.

Антифонитис

Фрески храма Антифонитис

Происхождение названия монастыря Антифонитис

Антифонитис расположился на северных склонах Киренийского хребта, в уютной горной ложбине, спрятавшейся посреди густого леса. По этой причине здесь часто можно услышать эхо от собственных слов. По одной из версий, именно поэтому монастырь и получил своё название: по-гречески Αντιφωνητής – «отвечающий на эхо (или молитву)», а также «свидетель». Этим именем (редким в христианской среде) в средние века называли Христа Пантократора (Вседержителя), и с ним связана интересная легенда.

Однажды судовладелец по имени Фёдор, проживающий в Константинополе, разорился и пришел просить у иудея-ростовщика Абрама нужную ему сумму – 10 золотых монет. Однако по стечению обстоятельств поручителей во время совершения этой сделки не было, и тогда Фёдор придумал следующее: он пригласил ростовщика в церковь, где на стене висела большая икона Христа. Он подошёл к ней и обратился к лику божьему со словами: «Господи, ты же сможешь стать моим свидетелем? Да?!» И тут же в стенах храма послышалось эхо: «Да-да-да…» Услышав его, Абрам отдал ему деньги. Фёдор вложил их в дело и получил хорошую прибыль. А когда пришло время отдавать ссуду, он, занятый делами, отправил к Абраму своего помощника. Хитрый иудей взял деньги, но решил обмануть Фёдора. Когда тот через некоторое время вернулся домой, ростовщик сказал ему, что никто не приносил ему деньги. На что Федор ответил: «Пойдём в церковь и пусть Господь, который был нашим свидетелем, подтвердит, что ты никогда не брал моих денег!» Фёдор снова обратил свой взор к Христу и произнёс: «Боже, неужели я всё ещё должен этому человеку его 10 монет?» И в ответ услышал эхо: «Нет-нет-нет…» Абрам, испугавшись голоса Христа, тут же признался Фёдору, что обманул его. Благодаря этим монетам, полученным чудесным образом, Федор смог по-настоящему разбогатеть. Впоследствии, он отдал всё, что имел, бедным людям, а сам постригся в монахи. Абрам же, впечатлённый тем, что услышал голос самого Бога, крестился и стал священником в той самой церкви с иконой Христа, отзывающегося эхом…

История монастыря и церкви Антифонитис

Первой на склонах Киренийских гор, на месте природного источника в 7 веке построили однонефную церковь Антифонитис, которая уже в конце 12 века стала центром одноимённого монастыря. Монашескую обитель в горах основал неизвестный монах – выходец из Малой Азии. Все здания в монастыре выполнены в готическом стиле, характерном для времён правления византийского аристократического рода Комниных (12-13 веков). При этом монастырская церковь является не только самой древней на острове, но и имеет нетипичную для таких сооружений архитектурную особенность – вместо четырех опор (или столпов) её купол покоится на восьми, образуя восьмиугольник. Поэтому церковь Антифонитис часто называют восьмистолпной – единственной из подобных, сохранившихся на острове. Схожая по своему строению церковь находится в замке св. Иллариона и в монастыре св. Иоанна Златоуста (деревня Куцовендис).
В 13 веке монастырь перешёл во владения кипрской династии Лузиньян, которые провели в нём некоторые преобразования. В 14 веке с западной стороны к церкви пристроили притвор с цилиндрическим сводом, а спустя столетие с южной стороны добавили лоджию с пятью остроконечными арками, покоящимися на тонких колоннах. Изначально лоджия имела деревянную крышу, от которой сейчас ничего не осталось. Арочной также является и галерея близ монашеских келий, в которых сейчас находится офис смотрителей музея и магазин. Неправильная овальная форма церковного купола, вероятно, вызвана повреждениями, полученными во время землетрясения, произошедшего на Кипре в 1222 году. Несмотря на это, купол имеет 12 стрельчатых окон, забранных ажурной решеткой. Восемь окон в таком же стиле прорезаны в стенах церкви.

В 16 веке кипрский монах-историк Этьен де Лузиньян в своей книге «Описание всего острова Кипр» отмечал, что здание монастыря Антифонитис несколько столетий было поместьем, принадлежащим его семье. В его стенах нашли свой последний приют его бабушка Изабелла де Лузиньян, при которой был основан монастырь, а также его брат Жан де Лузиньян, ставший монахом по имени Илларион. Лоджия, находящаяся с южной стороны, была построена по приказу Шарлотты де Бурбон – жены кипрского короля Жана II де Лузиньяна.

Во время османского правления на Кипре церковь хотели переделать в мечеть. Чтобы предотвратить осквернение уникальной святыни, в 1574 году её приобрёл состоятельный киприот. Однако это не спасло сам монастырь. Простые монастырские постройки, большая часть из которых была сложена из глиняных кирпичей, за века полностью разрушились. От монастыря осталась лишь церковь с богатой внутренней росписью. В 1906 году территория Антифонитиса перешла во владение Киккского монастыря, однако это не сберегло церковь от рук вандалов и грабежей.

Фрески Антифонитиса

Церковь Антифонитис прежде всего удивляет своими яркими настенными фресками, многие из которых за века были повреждены пулями и надписями, оставленными посетителями прямо на церковной штукатурке. Самые ценные из них после оккупации северной части Кипра были содраны со стен и проданы зарубежным коллекционерам. Одна из фресок не пережила такого надругательства – когда грабители делили её на секции, она откололась от стены и рассыпалась на мелкие кусочки.

По оценкам специалистов, после 1974 года десятки фресок и около 20 тысяч икон были вывезены мародёрами из церквей Северного Кипра для продажи на черных аукционах. Власти Кипра заинтересовались этой масштабной проблемой лишь в 1998 году, когда нидерландский арт-дилер Мишель ван Рейн выдал им своего бывшего делового партнёра Айдына Дикмана. Дикман имел подпольный магазин, где хранилось множество старинных икон, фресок и мозаик общей стоимостью около 40 миллионов долларов. Ван Рейн купил у Дикмана четыре фрески с изображением Иесеева древа и Страшного суда, которые были украдены из монастыря Антифонитис в 1976 и 1979 годах, и продал их коллекционеру из Германии. После судебного процесса, затеянного Кипрской православной церковью, немецкая полиция передала фрески Фонду архиепископа Макариоса. Искусствоведческая экспертиза установила, что они были нарисованы разными художниками в 15 веке. В настоящее время эти фрески выставлены в Никосии в Византийском музее.

В церкви Антифонитис фресками покрыт буквально каждый сантиметр стен, причём в некоторых местах под штукатуркой виднеется второй слой росписи. Все фрески выполнены в классической традиции византийской и итальянской иконографии 14 века.

Самой заметной является фреска Христа Пантократора (Всевластителя), находящаяся внутри церковного купола. На ней Господь, держа в левой руке Евангелие, изображён в окружении ангелов. Рядом с ним присутствует Дева Мария вместе с Иоанном Крестителем, стоящие перед пустым троном, на котором Иисус будет сидеть в Судный день. Чуть ниже, вокруг всей этой картины, над каждым из 12 окон купола изображено по одному из апостолов.

Другим значимым изображением является фреска, расположенная в конце апсиды, над алтарём. На ней нарисована молящаяся Богоматерь Влахернская (копия известной иконы из Влахернской церкви в Стамбуле), а слева и справа от неё стоят архангелы Михаил и Гавриил. Фреска имеет необычную структуру – её рисунок является выпуклым и сделан из смеси воска и праха христианских мучеников, убитых в 6 веке. Уникальный барельеф сильно пострадал от рук мародёров – лики Марии и архангелов почти не различить. Изображение архангела Михаила можно также увидеть в верхней части северной колонны. Напротив него, на южной колонне, изображён архангел Гавриил со свитком в руках, но его лик полностью разрушен.

На юго-западной стене нарисован святой Антоний Великий в синем капюшоне, а рядом на столбе – крещение Христа в реке Иордан. Обнаженный Иисус находится в воде, благословляя реку правой рукой, а в это время Иоанн Креститель кладёт ему на голову руку. На стенах рядом с ними изображены известные святые, чудотворцы, мученики и епископы. Например, наверху церковной арки можно увидеть двух братьев, святых и врачевателей – Косму и Дамиана. А на одной из колонн фреска изображает христианского святого Романа Сладкопевца – автора церковных песнопений, жившего в 5-6 веках. Он одет в белую тунику, а в руках держит открытую книгу с нотами мелодии.

На северо-западном столбе можно увидеть фреску, изображающую рождение Девы Марии, выполненную в стиле итальянского ренессанса конца 15, века, которая, вероятно, была нарисована после строительства южной галереи. Следы фресок, изображающих Страшный суд и Иессеево древо (когда-то содранные мародёрами), находятся на северной и южной стенах церкви. Иессево древо представляет собой родословную Христа – от царя Соломона до родителей Марии. А фреска «Страшный суд» копирует многие иконографические элементы другой одноименной фрески, написанной итальянским художником Джотто в Капелле Скровеньи (Падуя, Италия).

Музей «Монастырь Антифонитис»

В настоящее время территория монастыря передана в ведение Кипрского Департамента древностей и превращена в музей. В тёплое время года (с апреля по октябрь) музей работает с 8:30 до 17:00, а в зимнее месяцы (с ноября по март) закрывается чуть раньше – в 15:30. Дорога до монастыря очень извилистая и узкая – здесь с трудом могут разминуться две машины. Но пешим туристам, отправившимся в поход по Кипру вместе с клубом «Пеший-Леший, всё это нипочём. Можно наслаждаться ходьбой по тропе посреди леса, а указатели на дороге не дадут заблудиться. Перед входом в монастырь (с западной стороны) расположена небольшая асфальтированная стоянка, а территория монашеской обители (40х40 метров) окружена древней каменной стеной.

У входа в Антифонитис растёт удивительное амбровое дерево (ликвидамбар смолоносный), из которого монахи получали смолу для изготовления ладана. Внутри, помимо церкви и офиса смотрителей, можно увидеть множество столиков и лавочек. Работники музея за отдельную плату предлагают посетителям мятный чай, горячий кофе или домашний лимонад с шоколадными булочками и печеньем, которыми можно полакомиться на свежем воздухе, наполненном ароматами горных трав. С северной стороны монастыря установлена видовая лавочка, сидя на которой, можно долго любоваться видами, открывающимися на северное побережье Кипра и крыши домов соседней деревни Эсентепе.

Монастырь расположен на высоте 350 метров над уровнем моря, поэтому на близлежащих горных склонах пасутся дикие горные козлы и домашние козы, гулящие с колокольчиками. В магазине, расположенном на территории музея, можно купить свечи, чтобы поставить их потом в церкви. Это здание отличается прекрасной акустикой, поэтому иногда здесь поют христианские хоры… Или туристы, обладающие голосом. В жаркое время внутри церкви царит прохлада и полумрак. Чтобы посетители смогли лучше рассмотреть фрески, работники музея включают люстры и могут зажечь несколько свечей у алтаря. В такие минуты церковь ненадолго оживает, погружая всех присутствующих в атмосферу, царившую здесь многие века назад…

Посетить Монастырь Антифонитис Вы можете, отправившись вместе с нами в поход по Северному Кипру “Легенды затерянных замков”


..Следующая страница->