Аланское городище в Архызе

(2)

Чашечные камни городища

Это вид культовых объектов дольменной культуры, которые представляют собой отдельно стоящие камни с выдолбленными по всей их поверхности чашеобразными лунками. Назначение этих лунок остаётся неизвестным, однако многие исследователи придерживаются мнения, что они символизируют собой отдельные звёзды и созвездия на небосводе. Таких камней в Аланском городище найдено четыре, причём два из них были украдены охотниками за древностями. Первый камень археологи нашли возле «Центральной» улицы города. Он представлял собой четырёхгранный столб (длиной 2,4 метра), две грани которого усеивали чашевидные знаки, глубиной около 2 см и 5 см в диаметре. Второй камень, найденный близ балки Подорванной, вероятно, в своё время служил языческим капищем. Это упавшая плита, высотой 1,5 метра, на которой вверху высечено 12 чашечных знаков, напоминающих созвездие Рыбы. Третий чашечный камень археологи обнаружили в посёлке Нижняя Ермоловка. По-видимому, его вывезли из аланского города, чтобы затем использовать во время строительства, и для этого раскололи на три части. Когда-то он был около 75 см длиной. Чаши, вырезанные на нём, могут символизировать созвездия Рыб и Кита, а глубокие линии – движение Солнца, Луны, звёзд и пяти планет, которые можно наблюдать на небосводе невооружённым глазом (это Сатурн, Юпитер, Венера, Марс и Меркурий). Четвёртый чашечный камень также нашли вне городища (в урочище «Захарова поляна»). Это четырёхгранный песчаниковый блок, усеянный многочисленными чашечными знаками.

Каменный круг в Аланском городище

Каменный круг в Аланском городище

Аланский Каменный круг

Эта уникальная постройка, по мнению многих специалистов, является самым древним «солнечным календарём» на Кавказе, который своими размерами превосходит легендарный Стоунхендж. О культовости сооружения говорит отсутствие внутри него культурного слоя. Каменный круг расположен между Южным и Средним храмами, в 60 метрах от речного русла. Имея 88,5 м в диаметре, древний «календарь» обнесён стеной толщиной 2 метра, сложенной из песчаниковых плит, с забутовкой в центре. Сейчас руины стены имеют 40 см в высоту, а когда-то, вероятно, возвышались на 4 метра. По-видимому, Каменный круг несёт в себе несколько назначений. Внешне это круговой каменный кромлех, в котором аланы изначально поклонялись Солнцу и огню, о чём свидетельствует найденный при раскопках древесный уголь и реальгар (минерал ярко-оранжевого цвета). Раскопки, проведённые в 1980-х годах, свидетельствуют о том, что Каменный аланский круг был также и древней обсерваторией с гигантским каменным секстантом внутри, функции которого выполняла расположенная перпендикулярно внешней стене длинная каменная постройка с обточенными в виде карандашей камнями. Исследования показали – круг расположен таким образом, что в день зимнего солнцестояния Солнце встаёт на его южной стороне, а первого сентября (начало года по византийскому календарю) – на восточной. В этих местах в стене присутствуют проёмы шириной 1 метр. Внутри круга найдены и другие элементы, подтверждающие, что в средние века он являлся солнечной пригоризонтной обсерваторией. Чуть южнее аланского круга, на горе Пастухова, располагается современная архызская обсерватория, оснащённая уникальным телескопом.

Северный храм, Аланское городище

Северный храм, Аланское городище

Зеленчукские храмы

Как уже упоминалось выше, аланы были христианами лишь формально, а на деле придерживались языческих верований. Тем не менее, имея непосредственную связь с Византийской империей, под руководством византийских мастеров они построили три христианских храма и 11 базилик-часовен. К слову, внутри городища вместе с аланами проживали не только греки-византийцы (выходцы из Константинополя), но и тюрки-степняки, а также небольшая группа арабов и абхазцев. Такое разномастное население повлияло на монументальное зодчество Аланского городища. Построенные в первой половине 10 века, в конце 19 столетия Зеленчукские храмы с целью сохранения были переданы созданному в 1889 году Зеленчукскому (Александро-Невскому) монастырю. Жители монастыря подвергли два из них значительной перестройке и уничтожили древние фрески. Храмы выполнены в средневизантийском, малоазийском стиле и имеют уникальную для таких построек деталь – застеклённые арочные окна.

Северный храм (Храм св. Григория Победоносца). Один из самых старых храмов на территории России (предположительно воздвигнут в 914-915 годах) и наиболее крупная монументальная постройка на Северном Кавказе! В 10-14 веках он являлся кафедральным собором Аланской епархии и был посвящён Николаю Чудотворцу. Храм выполнен в виде крестовокупольной композиции (25х20 м), имеет три апсиды, синтрон, культовые ниши и остатки крещальни. В древности собор был оштукатурен снаружи. Внутри имелось несколько фресок, изображавших Богородицу и христианских святых, которые не сохранились до наших дней.

Средний храм (Храм Пресвятой Троицы). Сложен из песчаниковых плит и представляет собой крестообразное здание (21х13 м) с двумя боковыми апсидами. Высота его главного купола достигает 15 метров! Изначально храм был построен в виде креста, без апсид, уже в период существования города, и выполнял функции основного городского собора. Внутри него на стенах также имелись разноцветные фрески, которые монахи Зеленчукского монастыря закрыли слоем штукатурки. Изначально храм был посвящён Христу Спасителю и строился в первой четверти 10 века.

Южный храм (Храм св. пророка Илии). Предположительно построен в 10-11 веке и представляет собой крестовокупольное, трёхапсидное сооружение (8,5х7,8 м), которое, вероятно, являлось придомовой церковью в крупной феодальной усадьбе. Это единственный из трёх храмов, основательно перестроенный зеленчукскими монахами, которые хотели придать ему вид русской православной церкви. Для этого они сменили форму главной башни и оштукатурили храм снаружи. Собор копирует технику кладки двух других зеленчукских храмов и, по-видимому, был построен чуть позже остальных местным мастером. Южный зеленчукский храм является вторым древним христианским храмом в России (первое место занимает керченский храм св. Иоанна), в котором до сих пор проходят богослужения, возобновившиеся в 1990-х годах.